Dark_Artist
Когда мир раскалывается на 2 части, трещина проходит сквозь сердце поэта.
Пожалуй, эта запись - последняя из "Месяца Рахманинова".
"Ко времени написания Второй симфонии С.В. Рахманинов уже был прославленным пианистом, дирижером и композитором. После неудачного исполнения Первой симфонии он двенадцать лет не обращался к жанру симфонии, и только в 1906-07 годах Рахманинов написал Вторую симфонию ми минор. Вторая симфония, связанная с традициями московского и петербургского симфонизма XIX века, в то же время оригинальна как по общей концепции, так и по характерным особенностям своего тематизма, гармонического и оркестрового письма. В отличие от композиторов балакиревского кружка и П.И. Чайковского, Рахманинов не использует подлинных народных напевов, в основе мелоса всего произведения лежат интонации, родственные знаменному распеву. Центральной темой Второй симфонии можно назвать размышления о России, композитор создает емкий и многоликий образ, получающий всеобъемлющее развитие на протяжении всех частей.

Произведение посвящено С.И. Танееву, учителю Рахманинова. Первые исполнения состоялись 26 января в Петербурге (Мариинский театр) и, соостветственно, 2 февраля 1908 года в Москве (Большой театр) под управлением автора. Один из анонимных рецензентов «Русской музыкальной газеты» в 1908 году писал о премьере произведения: «… С.Рахманинов с мастерством и самообладанием настоящего капельмейстера-художника продирижировал свою новую симфонию. И это было праздником для всех любящих русскую музыку. Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала и до конца…»"

«Симфонические танцы»(4) (1940) — последнее крупное симфоническое произведение Рахманинова — как будто достаточно подробно рассмотрены в отечественном музыкознании. Обычно их справедливо сопоставляют с другими поздними сочинениями Рахманинова, такими как его знаменитая «Рапсодия на тему Паганини» и «Третья симфония». Исследователи отмечают серьезность содержания «Танцев», взгляд на Россию издалека, тоску по родине великого Мастера, замечательный саксофон во второй теме первой части. Их содержание исследователи раскрывают, опираясь на предварительные названия частей: «День», «Сумерки», «Полночь», хотя Рахманинов и отказался от них в окончательной редакции. Название-жанр «Танцы» и использование в них набросков к балету «Скифы» (1915) настраивает на сценическую оценку замысла произведения. Например, М.М. Фокин даже собирался ставить на них балет.

На самом деле, автор нигде не раскрывает содержание «Танцев», что само по себе симптоматично. И хотя многие элементы их «сюжета» прочитаны, целостная картина содержания произведения, по-видимому, все еще не раскрыта. Что же ускользнуло от внимания пытливых исследователей?

Нам представляется, что «Симфонические танцы» — это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танецев»?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена. Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения «Танцев» на далекой родине уже спустя три года после их написания(5). Он видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания(6).

Что же «закодировано» в «Симфонических танцах»?

Замысел Рахманинова был, по-видимому, всеобъемлющим. Он в симфонической форме воплотил в них образы «Апокалипсиса», «Dies irae», судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Кроме того, Рахманинов отразил в них свои собственные переживания и, подобные пророческим, видения.

Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова, по-видимому, было совершенно естественным. Как известно, он использовал тему «Dies irae» с первых опусов: например, в финале фортепианной сонаты ор., во Второй симфонии и т. д. Ощущение приближения Страшного суда в сознание художника вносила сама жизнь. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, избиения Предержащего и миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, С.В. Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это потомок молдавских господарей и русских князей, православный художник С. Рахманинов?
www.bestreferat.ru/referat-3753.html

"...Осенью 1904 года Сергей Васильевич Рахманинов возглавил оркестр Большого театра в ответ на давние просьбы дирекции Императорских театров. Работа в театре побудила Рахманинова к созданию опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

Сергей Васильевич дирижировал в Большом театре два сезона.

Затем он покинул Большой театр и Москву, и три зимы подряд провёл в Дрездене, стремясь к усидчивой работе, для которой в России подходящих условий тогда найти не мог. Рахманинов создал в Дрездене несколько значительных произведений: Симфонию № 2 ми минор, ор. 27, Сонату для фортепиано № 1 ре минор, ор. 28, симфоническую поэму «Остров мёртвых» ор. 29...."
Симфоническая поэма "Остров Мёртвых" была написана под впечатлением от чёрно-белой копии картины Бёклина с аналогичным названием, хотя, как писал Сергей Васильевич, цветной подлинник ему не так понравился.
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/...




первые 4 дорожки - симфония, следующие три - Танцы, последняя - Остров.

@темы: барокко, Рахманинов, романтизм, оркестр, из истории